С
2013 года все компании, в том числе и
применяющие в настоящее время «упрощенку»
будут обязаны вести бухгалтерский учет. С наименьшими затратами это можно
сделать только в том случае, если уже в 2012 году принять меры по восстановлению учет и сформировать остатки на
начало 2013 года. Сделать это можно двумя способами.
Первый
– восстановить все проводки начиная с периода деятельности компании. Этот
способ самый надежный, но в то же время наиболее трудоемкий. Поступать именно
таким образом компании на «упрощенке» не обязаны, ведь до 2013 года бухучет они
вправе не вести. Исключение – учет основных средств и нематериальных активов
(п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).
Второй вариант
– восстановить сальдо по каждому счету. Для этого надо провести инвентаризацию
имущества, сверить расчеты с контрагентами и т. д. Для оформления результатов
инвентаризации используются формы, приведенные в приложениях к Методическим
указаниям по инвентаризации, утвержденным приказом Минфина России от 13 июня
1995 г. № 49.
Задача
для компаний на «упрощенке» облегчается тем, что по многим счетам сальдо на
начало года нулевое (например, по счетам 90, 91 и др.). Но у этого способа есть
один минус: неточность может привести к тому, что актив и пассив баланса не
сойдутся. И чтобы составить баланс, надо подгонять данные учета по каким-либо
счетам, к примеру по остаткам продукции, или регулировать размер прибыли
(убытка). Окончательное решение о способе восстановления учета остается за
компанией. Но даже если воспользоваться вторым вариантом, особых рисков нет.
Документы для проверки входных данных бухгалтерского учета инспекторы
запрашивать не вправе, а значит, не могут предъявить и претензии.
Учетная
политика.
Компаниям
на «упрощенке» надо также утвердить учетную политику в целях бухгалтерского
учета. Раньше в ней допускалось устанавливать лишь часть информации. В
частности, порядок учета основных средств и нематериальных активов: способы
начисления амортизации, возможность переоценки и т. п. Согласно новым правилам,
в учетную политику надо включить и иные сведения: установить критерии
существенности, способ оценки материалов и покупных товаров, определить порядок
признания управленческих и коммерческих расходов и т. д. Как видите сами предстоит
провести достаточно кропотливую работа и в относительно сжатые сроки.
Соответственно,
уже сейчас, владельцам небольших организаций, применяющих «упрощенку»
необходимо озаботиться поисками хорошего специалиста для восстановления и
дальнейшего ведения бухгалтерского учета на своем предприятии. В данном случае
это может быть специалист консалтинговой компании.
|